Образовательные стандарты и требования
Федеральный государственный образовательный стандарт
В России в настоящее время действуют:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
- ФГОС начального общего образования (1-4 кл);
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования (5-9 кл);
- Федеральный государственный стандарт среднего общего образования (10-11 кл);
- Стандарт образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
- Стандарт НОО обучающихся с ОВЗ;
- ФГОС среднего профессионального образования;
- ФГОС высшего профессионального образования ( бакалавриат);
- ФГОС высшего профессионального образования ( специалитет);
- ФГОС высшего профессионального образования (магистратура).
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – Стандарт) разработан впервые в Российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года Федерального Закона " Об образовании в российской Федерации". ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) утвержден 17 октября 2013 года Приказом № 1155 Министерства образования и науки РФ.
Стандарт призван нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. В центре стандарта находятся требования к условиям , в том числе психолого-педагогическим, кадровым, материально- техническим и финансовым.
В отличии от других образовательных стандартов, стандарт дошкольного образования не предусматривает проведении аттестации детей при освоении ими образовательных программ, а требования к результатам представлены в виде целевых ориентиров: инициативность и самостоятельность ребенка, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству, любознательность, способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных решения и др.
Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, который разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учётом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены следующие основные принципы:
· поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
· личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
· уважение личности ребенка;
· реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно- эстетическое развитие ребенка.
Приказ министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" № 1155 от 17.10.2013г.
Письмо министерства образования и науки Российской Федерации "Комментарии к федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования" №08-249 от 28.02.2014г.
Документы Министерства образования и науки Российской федерации